Заключение АДИБ на проект федерального закона «О тотализаторах и игорных заведениях»
Рассмотрев указанный законопроект, Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ) отмечает следующее.
Игорная отрасль работает в России с 1988 года, не имея федерального закона и регулируется иными не специальными федеральными законами – НК, ГК, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существование целой индустрии без федерального закона порождает огромное количество споров между предпринимателями и контролирующими органами, а также участниками игр и пари в вопросах правоприменения действующего законодательства, а также в ситуациях при которых законодательное регулирование отсутствует или существует ситуация «правового вакуума». Именно поэтому АДИБ выступает за принятие отраслевого Федерального закона, который бы регламентировал отношения между организаторами азартных игр и пари участниками. Отметим, что данный закон должен отвечать современной практике, содержать наработанный опыт регулирования данных правоотношений как в России, так и за рубежем.
Авторы представленного законопроекта называют его «О тотализаторах и игорных заведениях», что подчеркивает плохую осведомленность о работе и существовании соответствующей отрасли, поскольку тотализатор практически не представлен в РФ как вид деятельности. В России на 01 января 2005 года зарегистрировано всего 2 кассы тотализатора. Кроме того, в проекте не раскрывается содержание понятия «игорное заведение», возможно несколько вариантов его трактовки, что не только не вносит большей определенности, но и добавляет спорных вопросов, с которыми предприниматели сталкиваются каждый день.
Представленный к рассмотрению законопроект предусматривает порядок лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и не отвечает современным тенденциям развития рынка и законодательного регулирования деятельности по организации и проведению игр и пари, а также не отражает механизмы гражданско-правового регулирования отрасли, как развивающегося сегмента рынка.
1. Согласно пояснительной записке целью проекта является установление на уровне федерального закона основных лицензионных требований и условий к организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, в то время как согласно Федеральному закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия должны устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, в проекте предусмотрено такое лицензионное требование как «иные лицензионные требования, определяемые Правительством» (ч. 2 ст. 4 проекта)», что влечет за собой расширительное толкование положений закона и вносит неясности при применении его на практике и снова предусматривает лицензирование соответствующей деятельности на двух уровнях, как на уровне закона, так и на уровне подзаконных актов, а, именно, постановлений Правительства РФ.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении соответствующего лицензируемого вида деятельности. Таким образом, без внесения соответствующих изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и выведения из-под его сферы деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, регламентация лицензионных требований и условий на уровне закона является не соответствующей действующему федеральному законодательству.
2. Анализируя содержание проекта, например, статью 3 проекта, становится очевидным, что разработчики не только выводят из-под сферы действия Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» два лицензируемых вида деятельности (деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино) и деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов)), но и излагают их в новой редакции – «деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» (статья 3 проекта устанавливает, что «лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Законом»), что противоречит единообразию применения норм на территории РФ, вносит противоречия в законодательство одного уровня юридической силы, и, безусловно, будет иметь прямое негативное влияние на правоприменительную практику. А также вводят новые ограничения (пп.1 ч.1 ст. 4 – расположение игорных заведений на расстоянии от 1 км от населенных пунктов), подрывающие не только принципы осуществления лицензирования, предусмотренные статьей 3 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», такие как единство экономического пространства на территории Российской Федерации и установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но и нарушают конституционный принцип единства экономического пространства, установленного статьей 8 Конституции РФ.
Если разработчики выводят из-под сферы действия Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ вышеназванные виды лицензируемой деятельности, то рассматриваемый проект содержательно не наполнен, так как ограничивается исключительно одним механизмом государственного контроля – административным режимом лицензирования, тогда как государственный контроль являет собой более широкую категорию и включает в себя и иные способы – регистрацию, аккредитацию, нотификацию, технические регулирование и т.п. С учетом сказанного следует отметить, что в представленном законопроекте отсутствует самостоятельный предмет, поскольку правоотношения в области организации азартных игр и пари не ограничиваются исключительно лицензированием.
Кроме того, остается неясным, будет ли распространяться на лицензирующие органы, осуществляющие лицензионный контроль за деятельностью по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, действие норм ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
3. Нормы проекта, посвященные лицензированию, в основном дублируют нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», либо нормы Постановления Правительства РФ от 15.07.2002 г. № 525 г. и «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» (ст. 3-10).
3.1. Большинство новаторских предложений разработчиков противоречит нормам ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, например, согласно статье 5 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», определяющей полномочия Правительства Российской Федерации, регламентировано, что Правительство утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, тогда как ч. 2 статьи 3 проекта непосредственно указывает на лицензирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (Федеральное агентство по физической культуре и спорту).
3.2. Установление проектом запретов на размещение тотализаторов и игорных заведений в населенных пунктах, а также на расстоянии до 1 км от населенных пунктов (п.п.1 ч. 1 ст. 4) является не только необоснованным препятствием деятельности хозяйствующих субъектов, ущемляет их интересы и вступает в противоречие со статьей 8 Конституции РФ, так и противоречит принципу самостоятельности бюджетов, установленных абз. 7 статьи 31 Бюджетного кодекса РФ – «недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти решений, приводящих к снижению доходов бюджетов других уровней». Кроме того, авторы проекта не приводят экономического обоснования подобного решения, поскольку не вызывает сомнений, что потребуются затраты из бюджетов разных уровней. Большое количество игорных заведений расположено в помещениях находящихся в собственности. Авторы проекта не указывают каким образом будет решаться вопрос с затратами и убытками на перепрофилирование собственниками своих заведений в условиях рыночной экономики. Возникает ряд других вопросов при проведении экономических расчетов затрат требуемых на реализацию данного законопроекта.
4. Согласно статье 1 и 8 неясно, о каком виде контроля за деятельностью по организации и содержанию тотализаторов идет речь – государственном или общественном. Кроме того, статья 8 проекта не соответствует в действующей редакции ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», раскрывающей механизм осуществления лицензионного контроля. Помимо этого, содержание статьи 8 проекта буквально воспроизводит статью 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции Федерального закона от 21.03.2005 г. № 20-ФЗ, тогда как нормами Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ данная статья была изложена в новой редакции.
5. Законопроект содержит внутренние противоречия. Так, предусмотренный проектом запрет на размещение тотализаторов и игорных заведений в населенных пунктах, а также на расстоянии до 1 км. от них (п.п.1 ч.1 ст. 4), противоречит п.п. 2 ч.1 ст. 4 проекта, запрещающему размещение игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений.
6. Подпункт 5 части 1 статьи 4 проекта, предусматривающий запрет организации и проведения азартных игр и пари в период избирательной кампании, кампании референдума, объектом которых являются выборы, референдум и их результаты, не относится непосредственно к лицензионным требованиям и условиям - совокупности установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Проведение игр и пари, объектом которых являются выборы, референдум и их результаты, разработчики относят к предвыборной агитации, запрет на проведение которых уже регламентирован Главой 5 КоАП РФ, статьей 5.49, на основании ч. 3 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 3 ст. 64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ч. 3 ст. 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", определяющих, что в период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. Таким образом, нет смысла дублировать уже имеющиеся правовые нормы.
Кроме того, в случае совершения предпринимателем соответствующего административного правонарушения, уполномоченным составлять протокол согласно статьи 28.3 КоАП РФ, являются должностные лица органов внутренних дел (милиции), а не лицензирующие органы, как это предлагают разработчики проекта. Исходя из смысла действующего ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионный контроль исключительно в форме проверки лицензионных требований и условий осуществляют, только лицензирующие органы. При этом проведение проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, лицензирующим органам запрещено. Иными словами, законодательно запрещено лицензирующим органам выходить за рамки лицензионного контроля (ч. 7 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В целом следует отметить порочность норм действующего законодательства, предусматривающих запрет на проведение азартных игр объектом которых являются выборы, референдум и их результаты. Так, проведение основанных на риске игр относится к гражданско-правовым договорам (Глава 58 ГК), которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч.1 ст. 1 ГК РФ). Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (абз.2 ч.1 ст. 2 ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК (абз. 2 ч. 2 ст. 3 ГК РФ).
Проведение игр и пари объектом, которых являются выборы, референдум и их результаты не относятся к предвыборной агитации, так как предметом любой азартной игры может быть любое соглашении о выигрыше, основанное на риске (Глава 29 НК РФ, см. также ст. 2 проекта). Не принципиально, какое именно событие ложится в основу соглашения.
Режим лицензирования, включающий в себя, в частности, лицензионные требования и условия, является административно-правовым способом регулирования предпринимательской деятельности. А к административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (ч.3 ст. 2 ГК РФ). Соответственно, государство не вправе нарушать свободу договора (соглашения), вмешиваясь в частные дела.
Более того, представляется целесообразным заключить, что предлагаемое вышеуказанное ограничение является необоснованным и незаконным в виду того, что при регулировании общественных отношений, федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности, и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств (Постановление Конституционного суда РФ от 14.11.2005 № 10-П).
7. Статья 3 «Общие положения о лицензировании», а, именно, ч. 1, ч. 4 ст. 3, и предпоследний абзац статьи 2, раскрывающий понятие «соискателя лицензии» некорректно раскрывают понятие - лицензируемый вид деятельности. Неясно, представляет ли собой деятельность по организации и содержанию тотализаторов один лицензируемый вид деятельности или два. Понятие лицензии в данном случае указывается одновременно либо в единственном, либо множественном числах.
8. Несмотря на наличие единого ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», нормы которого устанавливают общий порядок получения, переоформления лицензий, лицензионные требования и условия, законопроект в статье 1 дублирует легальное определение «соискатель» и упускает из вида понятие «лицензиат», далее применяемое по тексту.
9. Статья 5 проекта называется «Принятие решения о предоставлении лицензии» и предусматривает перечень соответствующих документов. Содержательно данная статья составлена некорректно в виду того, что к документам относит, в частности, фамилию, имя, отчество, место жительства и т.п. (п.п. б. ч. 1 ст. 5).
10. Подпункт 6 ч. 1 ст. 5, предусматривающий сведения о квалификации сотрудников соискателя лицензии составлен некорректно. Неясно, о каких именно сотрудниках идет речь и какими именно документами подтверждаются данные сведения. Данная неопределенность будет способствовать произволу правоприменителей.
11. Часть 9 статьи 5 не определяет, каким нормативным правовым актом определяется и утверждается «установленная плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий».
12. Часть 11 статьи 9 запрещает отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии, однако в предмет представленного к рассмотрению проекта не входят отношения по производства какой либо продукции (работ, услуг).
13. Необоснованно наличие в рамках статьи 6 проекта двух документов, подтверждающих наличие лицензии:
1. решения о предоставлении лицензии;
2. документа, подтверждающего наличие лицензии, что не корреспондируется со статьями 9 и 10 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
14. Предусмотрев в проекте легальное понятие «участник», далее не применяемое в тексте, разработчиками упущен из вида возрастной ценз с которого представляется возможным принимать участие в играх и пари.
Исходя из вышеуказанных замечаний Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса отмечает, что законопроект противоречит конституционным нормам и нормам федерального законодательства о лицензировании, вносит противоречия в законодательство, не поддерживает данный законопроект и считает дальнейшую работу по нему нецелесообразной.