Владимир Джаралла: Имена настоящих инвесторов «Золотого берега» в Крыму не называются умышленно
Инвестиционный совет Крыма заявил, что в следующем году в Ялте начнется строительство игорной зоны «Золотой берег». Планируется, что проект за 3 млрд руб. обеспечит 250 рабочих мест и 1 млрд руб. налогов в ближайшие 10 лет. О том, почему к этим цифрам нужно относиться с разумной долей скептицизма и кто главный интересант этого проекта, рассказывает политический эксперт Владимир Джаралла.
![]() |
Владимир Джаралла политический эксперт |
---|
«Вся история, связанная с игорными зонами, неоднозначна. В России была предпринята попытка превратить игорный бизнес в локомотив развития территорий, но она оказалась провальной. Нормально функционировали только те из них, которые находились в курортных зонах, остальные не вышли за рамки громких презентаций. Исходя из этого опыта, можно понять, что ялтинский «Золотой берег» уже этого недостатка лишен. Проект будет находиться в хорошо обустроенной и легкодоступной зоне с развитыми коммуникациями.
Имена основных инвесторов не названы умышленно, а те, кто назван, скорее, являются просто реализаторами идеи. Поэтому пока не понятно: инвестиции полностью частные или там есть элемент государственного участия. Но проект очень большой. В нем напрямую участвуют местные крымские компании. Среди лиц, которые выступали интересантами проекта, ранее возникало имя экс-полпреда Олега Белавенцева, который тесно связан с крымским руководством и пользуется у него большим уважением и авторитетом. Кроме того, в Крыму существует правящий тандем – это губернатор Сергей Аксёнов и председатель парламента Владимир Константинов. Кстати, именно Константинов достаточно восхищенно говорил о «Золотом береге», что позволило сделать вывод, что его компания «Консоль», несомненно, будет в проекте участвовать. Но здесь нужно помнить, что сама идея возникла в 2015г. и она была озвучена на уровне правительства РФ. Потом несколько лет о ней не говорили, и теперь понятно, по какой причине: без строительства транспортных магистралей проект был слишком дорогим. Сейчас можно реализовывать. Поэтому региональная власть в игорной зоне заинтересована, но авторы ее идеи находятся на материке, в федцентре. При этом серьезные суммы проекта говорят о том, что бизнес не боится санкций, если ему понятна экономическая выгода и он получил гарантии для своих действий.
Проект выполняет функцию триггера, который оживляет экономические проекты. Более того, на него можно взглянуть шире и сказать, что данный проект начинает реализовываться как результат модернизации транспортно-логистической схемы Крыма. Выход на полную мощность работы аэропорта, завершение строительства моста и ввод в эксплуатацию железной дороги, а также завершение строительства трассы «Таврида» позволят ускорить экономический эффект: теперь развитие инфраструктуры становится проще и дешевле.
Хотя озвученные цифры – 1 млрд руб. налогов в течение 10 лет –могут вызвать определенный скептицизм. Важно помнить, что на начальном этапе любой проект пытается выглядеть лучше, чем в результате получается на практике. Их реальная сумма станет понятна, когда мы увидим конкретную работу реализованного проекта. А вот 250 рабочих мест – хороший показатель, хотя уже сейчас можно предположить, что, когда проект выйдет на стадию набора рабочих рук, возникнут разговоры, что «с местными очень тяжело работать», есть определенная специфика. Но это уже конкретные конфликты, которые будут регулироваться потом. Сейчас важно, что в условиях большой безработицы новые места – это хорошо. Таким образом, перспективы проекта оптимистичные, логика прослеживается. Единственной проблемой в текущих условиях является проблема доставки иностранных граждан, но сейчас она также обсуждается».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»