Е. Ковтун: Игорный бизнес должен работать в рамках единой национальной программы
![]() |
Как Вы оцениваете развитие игорного бизнеса в России? Насколько оно соответствует мировым тенденциям?
Игорному бизнесу в современной России всего 17 лет. Первое валютное казино «Савой», которое, к слову, открывал первый вице-президент АДИБ Валерий Милов, открылось в 1989 году, а первому рублевому казино "Клуб №" 18 апреля этого года исполняется 15 лет! Много это или мало, трудно сказать. Особенно учитывая то, что бурное развитие игорного бизнеса началось только с 2002 года, когда до минимума была упрощена процедура его лицензирования. Для сравнения, в 2000 году в России 34.294 игровых автомата, в 2002 – 69.453, а в 2004 – 306.847. За прошлый год точной статистики еще нет, но, по мнению экспертов эта цифра составляла около 350.000. Таким образом, всего за 5 лет, рынок вырос в 10 раз! Ни одна страна в мире, за исключением Макао, не могла похвастаться таким ростом. И, кстати, говоря, весьма сомнительным ростом, когда количество заметно превалирует над качеством, чего, например, не скажешь о том же Макао.
Вообще, мировой игорный бизнес - это прежде всего, казино. Игровые автоматы, иногда и в огромном количестве, в несколько тысяч, располагаются, внутри казино. У нас же популярность получил формат игровых залов: от 10 до 40 игровых автоматов, иногда электронная рулетка, охранник, кассир, администратор. Такая форма деятельности по организации и проведению игр и пари, популярна в бывших социалистических странах и республиках бывшего СССР. Нисколько не хочу сказать, что игровые залы – нецивилизованный игорный бизнес, просто при таких темпах развития – качество многих игровых залов оставляло желать лучшего. С другой стороны, возможно именно российский опыт станет в ближайшем времени передовым в развивающихся странах, в которые игорный бизнес только приходит, да и страны с высокой культурой ведения этого бизнеса, например, Франция, Великобритания и Испания все чаще будут задумываться о развитии сектора игровых залов, а не казино.
Почему, на Ваш взгляд, общество столь негативно относится к игорному бизнесу? Возможно, на это влияет не само явление «игорный бизнес», а какие-то сегменты, к нему относящиеся?
В нашей стране в последнее время сложилось негативное отношение к игорному бизнесу. И рос этот негатив ровно в той же пропорции, в какой бизнес развивался. Если бы игровые автоматы не располагались в тех местах, в которых они не должны находиться, думаю, все было бы так, как и 10 лет назад. Конечно, «приложили руку» к негативному имиджу игорного бизнеса и огромное количество иногда просто не этичной рекламы, и раздувание некоторыми представителями нашего бизнеса проблемы «игромании», которая была вовремя подхвачена СМИ, и многое другое.
Во всех бедах, которые в настоящий момент с бизнесом происходят, виноват прежде всего сам бизнес. Столь большое количество участников, задействованных в нем, попросту не смогли договориться о ведении конкурентной борьбы, не задействуя при этом элементы, способные обернуться против самого бизнеса. Если телевизионная реклама азартных игр запрещена во всем мире, то почему она была разрешена у нас? И главное, зачем было ей пользоваться, если эта реклама ничего не дает?
Наше общество, занятое в большинстве своем проблемами ЖКХ и монетезацией льгот, не может реагировать положительно на объявление о розыгрышах миллионов. Очень жаль, что многие представители нашего бизнеса, так и не смогли этого понять.
К слову, на Западе отношение к игорному бизнесу вполне спокойное. Например, за 2005 год, по моим подсчетам, во Франции и Испании было опубликовано всего 15 статей, связанных с негативным отношением общества к азартным играм и тому вреду, который они приносят. У нас в России эта цифра составила более 1.000 публикаций!
На Ваш взгляд своевременно ли принятие закона об игорном бизнесе?
Думаю, мы с этим опоздали. Конечно, принимать закон нужно и сейчас, и чем быстрее, тем лучше, но если бы закон был принят в конце 90-х многих сегодняшних проблем, например, связанных практически с неконтролируемым развитием игровых залов можно было бы избежать. Да, рынок был бы меньше, налоговые отчисления меньше, количество задействованных в этом бизнесе меньше, зато на рынке был бы относительный порядок, и государство в лицо знало бы всех, кто этим занимается. Сейчас же, государство не знает даже обладателей лицензий на игорный бизнес, не говоря уже о фактических хозяевах многих игровых залов.
Позиция нашей Ассоциации заключается в признании необходимости прозрачности нашего бизнеса: чем больше он будет прозрачным, тем лучше отношение будет как со стороны контролирующих и проверяющих органов, так и со стороны населения, государства и потенциальных инвесторов. АДИБ всегда был за союз бизнеса, государства и общества!
Каким, на Ваш взгляд, должно быть законодательство, регулирующее игорный бизнес? Что, собственно, оно должно регулировать? Против кого или в защиту кого должно быть направлено?
Прежде всего, закон должен регулировать деятельность связанную с играми и пари, а не обозначать ее лишь в названии и ограничениях предъявляемым к ведению такой деятельности. К слову, закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» этого не делает, предоставляя организаторам игорных заведений самим решать, какие игры и по каким правилам должны в них проводиться. Основной же целью законопроекта должна являться регламентация деятельности по организации игр и пари, выработка легальных понятий в этой сфере, установление контроля за движением денежных средств и защита прав граждан. Ее к слову, мы в законопроекте тоже не увидели.
Принятый в первом чтении законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари» лишь обозначает некоторые проблемы, причем, не предлагая никаких механизмов по их решению. Кроме механического сокращения числа игорных заведений, установления огромных «входных барьеров» в бизнес и ограничения по месторасположению, в законопроекте нет ничего. Вообще, если закон в этом виде будет принят, то возникнет огромная потенциальная опасность для других видов предпринимательской деятельности, в связи с возможностью передела финансовых потоков в их сферах. Завтра, могут появиться законы о регулировании аптек, магазинов, бензоколонок, в которых будут предложены те же самые механизмы по ограничению.
Главное, чего мы опасаемся, в случае, если данный закон будет принят, это - монополизация бизнеса в руках одной-двух компаний. То, что закон направлен именно на это, свидетельствует и отсутствие экономических расчетов установления предложенных ограничений.
Проблемы, с которыми сталкивается российский игорный бизнес? На что они влияют в первую очередь?
Главная проблема российского игорного бизнеса – это сегодняшнее либеральное законодательство, которое несмотря на то, что во многом используется самим бизнесом, еще больше используется чиновниками различного уровня для контроля за бизнесом в своих интересах. Влияет это, прежде всего, на сам рынок, его качественные характеристики.
Также одной из главных проблем я считаю разобщенность в отрасли, из-за чего и сложилась столь негативная оценка нашего дела в глазах государства и общества.
Как Вы относитесь к идее создания отдельного города казино, подобно Лас-Вегасу?
Положительно. Если это не будет единственным решением для существования игорного бизнеса в России. В России есть хорошие места для концентрации игорных заведений, например, Калининград, Благовещенск, Сочи. В этих городах, вполне возможен отличный от остальных городов России подход к игорному бизнесу.
Самое главное, что я хотел бы отметить, это то, что игорный бизнес должен быть в нашей стране, должен качественно расти и развиваться, но делать это следует не по законам природы, которые в настоящий момент применяются, а в рамках единой национальной программы, разработанной государством и бизнес-сообществом. Пока ничего подобного, увы, не существует, и очень жаль. Ведь нашему бизнесу под силу решение многих социальных программ, решить которые государство в настоящий момент не в силах.